Sdscompany.ru

Компьютерный журнал
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Административно правовое регулирование в сфере образования диплом

Правовое регулирование отношений в сфере образования

Механизмы правового воздействия на образовательные отношения. Современное состояние системы нормативно-правовых актов об образовании. Отношения в сфере образования: государственное регулирование, управление и контроль оценки качества образования.

Подобные документы

Знакомство с примерами административно-правовой ответственности в системе образования. Рассмотрение источников образовательного права в России. Анализ нормативных правовых актов, регулирующих на отношения в сфере высшего профессионального образования.

контрольная работа, добавлен 20.03.2017

Принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Система образования Российской Федерации. Уровни общего и профессионального образования. Федеральные государственные образовательные стандарты и требования.

презентация, добавлен 27.12.2013

Государственное регулирование муниципального управления в сфере образования. Современная ситуация в сфере образования в городе Улан-Удэ. Муниципальные органы управления в области образования города Улан-Удэ. Проблемы и пути решения выявленных проблем.

курсовая работа, добавлен 07.12.2011

Нормативно-правовое регулирование в сфере среднего общего образования России, организация контроля и надзора. Формы государственного контроля (оценки) качества освоения основных общеобразовательных программ. Проблемы обеспечения качества обучения.

курсовая работа, добавлен 20.04.2012

Государственное регулирование образования в Российской Федерации, система и правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление образованием. Полномочия органов управления образованием, особенности экспертизы и лицензирования.

курсовая работа, добавлен 24.10.2010

Правовая основа государственного управления в образовательной схеме. Органы исполнительной власти, осуществляющие управления в сфере образования. Проблемы и перспективы реформирования государственного управления Российской Федерации в сфере образования.

дипломная работа, добавлен 26.06.2012

Распад Союза ССР, разрыв связей в области высшего образования. Нормы права в области управления высшим и средним образованием. Классификация актов, действующих в сфере высшего и среднего образования. Основные принципы построения системы образования.

реферат, добавлен 25.09.2008

Экономическая природа, форма, специфика арендных отношений в современной России и в Москве, механизмы, стимулирующие их развитие, правовой механизм реализации. Государственное нормативно-правовое регулирование договора и права аренды недвижимости.

дипломная работа, добавлен 16.05.2011

Вопросы предоставления и полномочия местного самоуправления в сфере общеобразовательных услуг. Проблемы муниципалитетов в сфере общего образования. Характеристика приоритетных направлений государственной политики в сфере образования и их реализация.

контрольная работа, добавлен 03.05.2010

Понятие, сущность и задачи государственного управления образованием; органы управления в сфере образования РФ. Институциональное и нормативно-правовое регулирование по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

АДМИНИСТРАТИВНО — ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

магистрант кафедры муниципального и конституционного права, УИЭУиП,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой муниципального права,

УИЭУиП, г. Екатеринбург

Фундаментом становления и успешного развития любого государства несомненно является качественное функционирование системы образования. Право на образование является одним из главных и неотъемлемых Конституционных прав человека. Общеобразовательный уровень населения напрямую зависит от происходящих реформ, государственной политики в сфере образования.

Правоотношения, возникающие в данной сфере, подвластны нормам различных отраслей права, тем не менее, административно-правовые нормы являются ведущими в регулировании данных правоотношений.

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования, определяют нормативно-правовую базу функционирования системы образования.

Проанализировав ст. 2 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», мы определили, что образование на сегодняшний день должно стать единым, целенаправленным процессом воспитания и обучения человека, являться общественно необходимым благом и осуществляться в интересах гражданина, семьи, общества и государства [3, ст. 2].

Федеральные государственные образовательные стандарты и требования, образовательные программы различного вида, уровня и направленности являются одним из структурных элементов системы образования.

Осуществляющие образовательную деятельность организации, педагогические работники, обучающиеся и их родители (законные представители) так же входят в эту систему.

Государственное управление в области образования выполняют федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а так же органы местного самоуправления, организованные ими консультативные, совещательные и иные органы. В связи с этим их так же необходимо отнести к составляющим элементам системы образования. К ним же можно отнести организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования и объединения юридических лиц, работодателей, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

В Российской Федерации образование подразделяется таким образом:

— дополнительное образование и профессиональное обучение.

Данная градация подразумевает непрерывность образования, то есть реализацию права обучаться на протяжении всей жизни.

Если рассматривать уровни общего образования, то основываясь на ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3, ст. 10], можно выделить следующие: дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование.

Трактуя этот же Закон, мы видим, что непрерывное образование может осуществляться с помощью реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, так же имеется возможность одновременного освоения нескольких образовательных программ, при этом учитывается уже имеющееся образование, квалификация и опыт работы.

Ст. 72 Конституции Российской Федерации определяет, что «общие вопросы воспитания, образования и науки находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации» [1, ст.72].

Общие вопросы управления в области образования и разграничения компетенции в данной области так же определяются главой 12 «Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности»» ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ [3, гл.12].

Руководствуясь данным Законом можно сделать несколько заключений.

Осуществление управления системой образования должно базироваться на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости и учета общественного мнения. Но, если на деле принцип законности еще реализуется, то в части информационной открытости есть загвоздки, поскольку данная открытость имеет неясный обычному человеку характер. А общественное мнение вообще учитывается только в исключительных случаях.

Говорить о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления приходится с осторожностью. Складывается мнение, что взаимодействие осуществляется в форме одностороннего подчинения. Органы местного самоуправления зачастую выполняют требования свыше, а насущные проблемы на местах никто не хочет афишировать.

Что касается стратегического планирования развития системы образования, то по нашему мнению оно несколько дальновидно. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления просто не успевают перестраиваться в соответствии с постоянными изменениями в законодательстве.

Государственные программы Российской Федерации, федеральные и региональные программы, направленные на развитие системы образования, на муниципальном уровне реализуются не в полной мере, поскольку они не подкреплены финансово.

А вот мониторинг в системе образования проводится регулярно и отражает действительную ситуацию, в соответствии с которой вновь напрашиваются какие-то реформы.

Информационное обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих государственное управление в сфере образования существует, а вот методическое обеспечение осуществляется не на должном уровне.

Вообще образовательная деятельность должна иметь довольно жесткую государственную регламентацию, независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию.

Так же, считаем, что должны быть ужесточены меры контроля за подготовкой и повышением квалификации руководителей и педагогических работников образовательных организаций, а, в особенности, работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

И все-таки, особую роль в реализации закона «Об образовании в Российской Федерации» имеют местные органы власти. В 2013 г. В.В. Путин в своем Послании Федеральному собранию сказал, что «местная власть должна быть устроена так — а ведь это самая близкая власть к людям, — чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до неё рукой», «считаю важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах. И такую работу мы должны начать и в основном законодательно обеспечить уже в следующем, 2014 году — в год 150-летия знаменитой Земской реформы» [2].

В обычной практике муниципальные органы власти перекладывают свои полномочия на плечи муниципального органа управления образованием.

Читать еще:  Office 2003 converter

Если обратиться к ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3,ст. 9], то местные органы власти должны создать условия для предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; предоставить возможность дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях; создать условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечить на должном уровне содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустроить прилегающие к ним территории. Необходимо вести учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Особенно важно закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа. А в соответствии с международными правовыми актами, законодательством РФ, особо необходимо создать нужные условия для получения качественного образования лицами с ОВЗ без дискриминации, в том числе, с помощью внедрения инклюзивного образования. Лицам, которые проявили выдающиеся способности, так же важно оказывать необходимое содействие. Частично или полностью обеспечивать содержание лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

Нормативно- правовые акты должны наиболее полно регламентировать данные полномочия органов власти муниципального образования.

Именно в муниципальной образовательной системе важна защита интересов населения, обеспечение согласования с образовательными потребностями и запросами граждан, требованиями государства. Система образования должна способствовать развитию образовательных учреждений, образования в целом.

К сожалению, на сегодняшний день органы управления образованием осуществляют не присущие им надзорные функции, а организационные, информационные и обслуживающие. Сегодня система образования требует огромное количество аналитических действий, посредством которых как ошибочно считается, должна быть улучшена и облегчена работа образовательных организаций. Для качественного функционирования системы образования необходимы высококвалифицированные кадры. Ведь многие проблемы появляются от того, что существующее законодательство имеет неустойчивый характер, и здесь срабатывает человеческий фактор. Постоянно вносимые изменения приводят к несовершенству нормотворчества на муниципальном и локальном уровнях, что не позволяет повысить эффективность административно-правового регулирования.

Административное управление и административно-правовое регулирование в области образования, науки и молодежной политики

В Российской Федерации была сформирована организационная система административного управления и административно-правового регулирования, названная «Образование, наука и молодежная политика». Ее предметной основой являются 3 гуманитарных направления: образование, наука и молодежная политика. Управленческой частью данной системы являются: Министерство образования и науки РФ, Федеральные службы по надзору в сфере образования и науки, а также Федеральное агентство по делам молодежи, которое являются подведомственными отделениями вышеуказанного Министерства.

Основными составляющими образования можно назвать социальные институты, которые поддерживают и обеспечивают необходимый уровень образовательной деятельности, систему значимых знаний, навыков, опыта, развития в обществе, государстве в социальной сфере, которые предназначены для того, чтобы обучающиеся получали и осваивали необходимые знания, впоследствии чего достигали и подтверждали государственные образовательные уровни (цензы), которые удостоверяются на основании соответствующих документов.

Наука является одной из областей гуманитарной сферы в системе учреждений науки и образования наряду с управленческими и регулируемыми органами, которая осуществляет научную деятельность, обеспечивающую то, что новые знания получаются, накапливаются, систематизируются и применяются обучающимися. Система знаний также является частью науки.

Молодежная политика

Молодежная политика является системой представлений, приоритетов и направлений в областях деятельности социальных институтов для создания условий и возможности эффективных процессов социализации и самореализации среди молодежи. Молодежь сама по себе является большой социально-демографической группой, владеющей специфическими социальными и психологическими чертами на основании их возрастных особенностей, их социально-экономических и общественно-политических взглядов и положения, а также насколько общими являются их жизненные устремления и интересы. В рассматриваемый период духовный мир молодых людей только устанавливается и формируется, а к данной группе относятся парни и девушки в возрасте от 16 до 35 лет. Значительной частью молодежной группы являются студенты.

Основные направления молодежной политики:

  1. Социализация молодых людей, предоставление информации относительно потенциальных возможностей в развитии общества, страны и личностного развития.
  2. Осуществление поддержки организационной деятельности молодых людей, активностей и креатива в различных областях.
  3. Осуществление поддержки для групп молодых людей, которые оказались в затруднительных жизненных ситуациях.

Относительно образования, науки и молодежной политики действуют определенные правовые акты:

  1. Всемирная декларация о высшем образовании до XXI века: подходы и практические меры (от 1998 года);
  2. Конвенция о техническом и профессиональном образовании (от 1989 года).

Законодательной основой управления и регулирования образования, науки и молодежной политики являются: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральные законы «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О науке и государственной научно-технической политике», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Президентом Российской Федерации был принят Указ «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в РФ».

Общими вопросами относительно воспитания, образования, науки и молодежной политики занимаются Российская Федерация и ее субъекты. Правительством Российской Федерации обеспечивается то, чтобы в данной области проводилась единая государственная политика.

Система образования РФ

Федеральными законами в области образования разграничиваются компетенция и ответственность относительно вопросов образования органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местных самоуправлений. Субъектами Российской Федерации могут приниматься законы и другие нормативно-правовые акты относительно вопросов образования, которые не противоречат ни одному из федеральных законов.

В системе образования РФ объединяются такие компоненты, которые взаимодействуют между собой:

  • преемственные образовательные программы различных уровней и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования;
  • сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;
  • органы, которые осуществляют управление образованием и организации, находящиеся под их ведомством;
  • объединения юридических лиц, общественных и государственных объединений, которые осуществляют образовательную деятельность.

Образовательные программы можно разделить на те, которые являются общеобразовательными и профессиональными. Законом об образовании выделяются основные виды образовательных программ:

  • дошкольное образование;
  • начальное общее образование;
  • основное общее образование;
  • среднее общее (полное) образование.

Также на 4 вида можно разделить и профессиональные программы:

  • начальное профессиональное образование;
  • среднее профессиональное образование;
  • высшее профессиональное образование (бакалавриат, специалитет, магистратура);
  • послевузовское профессиональное образование.

Замечание 3

Данные программы реализуются образовательными учреждениями, у которые имеется государственная аккредитация.

Федеральные государственные образовательные стандарты

Одни из основных регуляторов образования — федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Они являются совокупностью требований, которые необходимы для реализации основных образовательных программ от начального до высшего профессионального образования. Государственный образовательный стандарт — основа для предоставления объективной оценки уровня образования и того, как могут быть квалифицированы выпускники вне зависимости от формы, на основании которой они получали образование.

Образовательное учреждение — это организация, осуществляющая образовательную деятельность и процесс, другими словами он может реализовывать одну и более образовательных программ и обеспечивать то, как содержатся и воспитываются обучающиеся, воспитанники.

Образовательное учреждение – это юридическое лицо.

Образовательное учреждение может являться государственным (федеральным или субъекта Российской Федерации), муниципальным, негосударственным (частным, общественным и религиозной организацией, объединением). Финансирование в образовательное учреждение поступает из соответствующего бюджета или организации, объединения.

Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определяются основы правового регулирования отношений в высшем и послевузовском профессиональном образовании, гос. политики в данных областях, основа интеграции высшего и послевузовского образования и науки. Им предусматривается автономия образовательных учреждений высшего профессионального образования и академические свободы. Указанным законом устанавливаются:

  • система высшего и послевузовского профессионального образования (сюда входит правовой статус вуза, его задачи и структура, виды вузов);
  • определенные особенности правового статуса, который имеют студенты, слушатели, аспиранты, соискатели, докторанты, научно-педагогические работники;
  • как организовывается управление системой высшего и послевузовского образования;
  • экономическая основа системы высшего и последипломного профессионального образования;
  • какие могут быть особенности у международной и внешнеэкономической деятельности вузов.

Важную роль в области правового регулирования играет Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике». В данном законе содержатся понятия, которые характеризуют науку и то, как к ней относится государство. Научная (научно-исследовательская деятельность) направлена на то, чтобы получать и применять новые полученные знания. Соответствующий Федеральный закон разделяет данную деятельность на несколько видов:

  • фундаментальные научные исследования (экспериментальная и теоретическая деятельность, которая направлена на то, чтобы получать новые знания относительно основных закономерностей того, как устроен, функционирует и развивается человек, общество и окружающая среда);
  • прикладные научные исследования (направлены на то, чтобы применять новые знания для достижения практической цели и решения конкретной задачи).
Читать еще:  Ultraiso пишет вам необходимо иметь права администратора

Основным направлением научно-технической деятельности является получение и применение новых полученных знаний для того, чтобы решать технологические, инженерные, экономические, социальные, гуманитарные и другие проблемы, обеспечивать правильное функционирование науки, техники и производства как одной целой системы.

Государственная научно-техническая политика является составной частью социально-экономической политики, выражающей отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяющей цель, направление и формы деятельности органов гос. власти Российской Федерации в науке, технике и тому, как реализуются их достижения.

Федеральные законы в сфере образования и науки

Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» определяется правовой статус субъектов в области науки и научно-технической деятельности (научные работники, специалисты в научных организациях, работники научного обслуживания, объединения научных работников, научные организации, академии наук). Им устанавливается основа организаций и принципы, на основании которой регулируется научная и научно-техническая деятельность.

Управляется данная деятельность на основании того, что данная система управления включает в себя принципы гос. регулирования и самоуправления в рамках, которые гарантируют свободное научное творчество.

Другими федеральными законами, которые направлены на то, чтобы регулировать образование и науку, устанавливается:

  • порядок, в котором выполняются научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
  • право на владение результатами интеллектуальной деятельности и индивидуализационные средства;
  • как могут быть организованы научные исследования и каковы их цели относительно охраны окружающей среды;
  • правовое положение, принципы по которым организовывается, с какой целью создается, осуществляет свою деятельность и какие функции имеет Российская корпорация нанотехнологий;
  • как осуществляется опека и попечительство недееспособных или частично дееспособных граждан.

Правительством Российской Федерации, в качестве высшего органа исполнительной власти, осуществляется административное управление и административное-правовое регулирование в сфере образования и науки с помощью того, что осуществляется правотворческая и правоприменительная деятельность. Оно также принимает огромное количество нормативно-правовых актов относительно вопросов образования и науки.

Частью молодежной политики общества является также государственная молодежная политика. Она включает в себя деятельность государства, которая направлена на то, чтобы создавать правовые, экономические и организационные условия и гарантии для того, чтобы у молодых людей была возможность самореализовываться и чтобы в стране развивались молодежные объединения, движения и инициативы.

Данная политика является выражением по отношению к молодежи стратегической линии государства для обеспечения развития страны в социально-экономическом, политическом и культурном плане.

Также она направлена на формирование у молодежи патриотических взглядов и уважения к истории и культуре своей страны, а также к другим народам и национальностям.

Проведение государственной молодежной политики направлено на:

  • граждан РФ от 14 до 30 лет;
  • граждан других государств и лиц, не имеющих гражданства от 14 до 30 лет;
  • молодых семей (первые 3 года после того, как был заключен брак) при условии недостижения одним из супругов 30-летнего возраста;
  • молодежных объединений.

Государственной молодежной политикой предполагаются поэтапные действия по таким направлениям:

  • гарантия того, что права молодежи будут соблюдаться;
  • гарантии относительно предоставления молодежи рабочих места и соответствующих условий труда;
  • гарантии содействия на всех этапах во время ведения представителями молодежи предпринимательской деятельности;
  • гарантия предоставления государственной поддержки молодым семьям;
  • гарантия предоставления всех видов социальных услуг;
  • оказание поддержки талантливым представителям молодежи;
  • гарантия формирования условий для физического и духовного развития молодых людей;
  • гарантия поддержки деятельности молодежных и детских объединений;
  • гарантия содействия международным молодежным обменам.

Правительством Российской Федерации в качестве высшего органа исполнительной власти осуществляется административное управление и административно-правовое регулирование в образовании, науке и молодежной политике с помощью создания и применения соответствующих нормативно-правовых и индивидуальных актов.

Основы административно-правового регулирования в сфере образования, науки и молодежной политики

Административно-правовое регулирование в сфере образования и молодежной политики. Роль образования в решении задач социально-экономического развития России заключается в создании условий для повышения конкурентоспособности личности, развитии инновационной сферы, изменении структуры экономики в пользу наукоемких отраслей, формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны, обеспечении социальной и профессиональной мобильности, формировании кадровой элиты общества, основанного на свободном развитии личности.

Область образования в Российской Федерации провозглашена приоритетной.

Конституция РФ предоставляет всем право на образование. При этом она гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

На родителей и лиц, их заменяющих, возложена обязанность обеспечивать получение детьми основного общего образования, которое является обязательным.

Конституция РФ гарантирует бесплатность получения высшего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, но только на конкурсной основе.

Государство, поддерживая различные формы образования и самообразования, допускает получение образования вне государственных образовательных учреждений и устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Правовые основы образовательной деятельности регламентируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Пол образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объемов и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Административно-правовое регулирование в сфере образования и молодежной политики осуществляют следующие федеральные органы исполнительной власти:

  • 1) Правительство РФ – обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, а также обеспечивает развитие системы бесплатного образования, принимает меры по реализации молодежной политики;
  • 2) Минобрнауки России – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности (за исключением нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров), в сфере воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся образовательных организаций, в сфере молодежной политики, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере образования, воспитания, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности (см. Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от от 03.06.2013 № 466).

Минобранауки России издает нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, воспитания и молодежной политики, в частности утверждает правила приема в образовательные учреждения, порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений, федеральные государственные образовательные стандарты, формы документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, положение о замещении должностей научно- педагогических работников образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Рособрнадзора и Росмолодежи;

  • 3) Рособрнадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере образования и науки (см. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 № 594);
  • 4) Росмолодежь осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, реализации во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания и на реализацию молодежью своих профессиональных возможностей (см. Положение о Федеральном агентстве по делам молодежи, утвержденное постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 № 409), и имеет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: организует реализацию мер государственной молодежной политики; осуществляет меры государственной поддержки молодежных и детских объединений по результатам конкурса проектов (программ) указанных объединений; формирует
Читать еще:  Feng office русский

Федеральный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой; осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых программ, научно-технических и инновационных программ и проектов; взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности и др.

Административно-правовое регулирование в области науки направлено на реализацию государственной научно- технической политики – составной части социально-экономической политики, выражающей отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяющей цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Государственное регулирование в сфере научной деятельности осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления в пределах, не нарушающих свободу научного творчества. Это следует из ст. 44 Конституции РФ, гарантирующей каждому свободу научного, технического и других видов творчества.

Специальным нормативным правовым актом, регулирующим общественные отношения в области науки, является Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», устанавливающий виды научной деятельности в зависимости от целей получения и применения новых знаний:

  • • фундаментальные научные исследования – экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды;
  • • прикладные научные исследования – исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Административно-правовое регулирование в сфере науки осуществляют следующие федеральные органы исполнительной власти:

  • 1) Правительство РФ – разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки, а также обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение, приоритетных направлений прикладной науки. Правительство РФ утверждает федеральные программы осуществления фундаментальных научных исследований, устав Академии наук РФ, уставы федеральных государственных научных учреждений;
  • 2) Минобрнауки России – осуществляет функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере научной и научно-технической деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, научной, научно-технической и инновационной деятельности. Минобрнауки России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты по вопросам регулирования научной деятельности, в частности Положение о Департаменте подготовки и аттестации научных и научно-педагогических работников Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденное приказом Минобрнауки России от 17.10.2012 № 844;
  • 3) Рособрнадзор – осуществляет функции по контролю и надзору в области науки; выдает разрешения на создание советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, устанавливает полномочия таких советов и определяет перечень специальностей, по которым этим советам предоставляется право приема диссертаций для защиты, а также в установленном порядке приостанавливает деятельность указанных советов или закрывает их. Рособрнадзор осуществляет контроль и надзор за деятельностью советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, ученых (научно- технических) советов высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций по вопросам присвоения ученых званий, организационно и технически обеспечивает работу Высшей аттестационной комиссии. Рособрнадзор рассматривает в установленном порядке вопросы присвоения ученых званий профессора но специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по кафедре, присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук и выдает соответствующие аттестаты и дипломы установленного образца, а также рассматривает вопросы лишения (восстановления) указанных ученых званий и степеней.

Научная деятельность в Российской Федерации осуществляется в научных организациях. Научной организацией в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.

Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.

Научная деятельность осуществляется различными организациями, в том числе государственными академиями наук, которыми являются Российская академия наук и отраслевые академии наук (Российская академия медицинских наук, Российская академия сельскохозяйственных наук и т.д.), наукоградами, государственными научными центрами РФ, федеральными научно-производственными центрами, высшими учебными заведениями.

Административно-правовое регулирование в сфере образования

Автор: itorivv • Ноябрь 5, 2019 • Курсовая работа • 5,641 Слов (23 Страниц) • 80 Просмотры

Тема: Административно-правовое регулирование в сфере образования

Раздел 1. Нормативно-правовое обеспечение системы образования в РФ 5

Раздел 2. Административно-правовое регулирование государственного контроля в сфере образования в РФ 13

Раздел 3. Проблемы и пути решения административно — правового регулирования в сфере образования РФ 22

Список использованной литературы 31

Введение

Образование в жизни общества является главной составляющей эффективного развития, что приобретает большую актуальность в настоящее время в ситуации экономической глобализации проблемы повышения качества профессионального образования и обучения.

Глобальность проблем образовательной деятельности, качества образования в Российской Федерации, наиболее остро проявились в начале двухтысячных годов, что связано, в первую очередь, с изменением законодательства России и отсутствием должных механизмов его реализации, а также с нечётко разработанными стандартами. Процесс стандартизации является объективной необходимой деятельностью в каждом государстве, которая направлена на систематизацию подходов в различных областях деятельности с учетом новых потребностей общества. Как известно, в любом государстве процессы стандартизации содержания профессионального образования опираются на законодательное обеспечение, что гарантирует соблюдение правил разработки и апробации механизмов реализации образовательных стандартов всеми субъектами образовательного процесса на территории государства. Нормативно-правовое обеспечение модернизации образования в России исследуется в целом как комплексный процесс, но проблема нормативно-правового обеспечения процесса образования в контексте социально-экономических и образовательных преобразований требует системного рассмотрения, что в Российской Федерации исследовано крайне недостаточно. В связи с чем исследование административно-правового регулирования в сфере образования является достаточно актуальным.

Объектом настоящего исследования является сфера образования в Российской Федерации.

Предмет исследования – это нормы права, регулирующие отношения в сфере образования, а также административный ресурс государства, обеспечивающий соблюдение требований в сфере образования.

Цель — исследование административно-правовое регулирования в сфере образования и выявление проблем правового регулирования в рассматриваемой сфере.

В рамках поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

— рассмотреть нормативно-правовое обеспечение системы образования в РФ;

— проанализировать административно-правовое регулирование государственного контроля в сфере образования в РФ;

— выявить проблемы и пути решения административно — правового регулирования в сфере образования РФ.

Осуществление анализа и выявления особенностей нормативно-правового обеспечения в сфере образования стало возможным благодаря изучению опыта российских государственных деятелей, учёных в области права образования в том числе: М.С. Андиевой, Г.А. Балыхина, В.В. Спасской, В.И. Шкатулы, В.Е. Шудегова, Д.А. Ягофарова и других.

В процессе исследования использовались как общенаучные методы – диалектический, системный, методы анализа и синтеза, логический, также специальные юридические методы – формально-юридический, сравнительно-правовой.

Нормативная правовая база исследования включает в себя Конституцию РФ [1] , федеральные законы и законы РФ, регламентирующие объект исследования, подзаконные нормативные акты.

Структура работы – введение, основная часть, разделенная на параграфы, заключение и список использованной литературы.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector