Административно правовые основы управления в сфере образования - Компьютерный журнал
Sdscompany.ru

Компьютерный журнал
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Административно правовые основы управления в сфере образования

Административно правовые основы управления в сфере образования

Основы организации управления образованием и наукой

Концепция и основные начала образования в России определены Конституцией РФ. Его общие вопросы отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Право на образование является конституционным. В соответствии с Конституцией РФ общедоступным и бесплатным являются дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование. При этом основное общее является обязательным. Право на бесплатное высшее образование может быть реализовано только на конкурсной основе.

Специальными комплексными правовыми актами, затрагивающими различные аспекты деятельности в области образования, являются Закон РФ от 10 июля 1992 г. “Об образовании” в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г., а также Федеральный закон от 22 августа 1996 г. “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”.

Помимо того, действуют и другие акты: принятая Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. Федеральная программа развития образования, а также утвержденные постановлениями Правительства РФ Национальная доктрина образования от 4 октября 2000 г., Положение о Министерстве образования и науки РФ от 15 июня 2004 г., Типовое положение об общеобразовательном учреждении от 12 марта 2001 г., Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования от 5 апреля 2001 г., Положение о лицензировании образовательной деятельности от 18 октября 2000 г., Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения от 2 декабря 1999 г. и др.

С 2006 г. по инициативе Президента РФ введены национальные проекты, разрабатываемые Правительством РФ. Национальный проект в области образования предусматривает на период до 2008 г.: оказание государственной поддержки на реализацию программ развития вузам и школам, предоставление грантов талантливой молодежи, поощрение премиями лучших учителей; подключение всех школ к сети Интернет; выплату дополнительного ежемесячного вознаграждения за классное руководство; создание в воинских частях учебных центров начального профобразования для военнослужащих срочной службы и т.д.

Государственная политика в области образования направлена на обеспечение преемственности и выполнение задач государства в области образования. Важной составляющей такой политики является достижение единообразия в коренных вопросах образования в стране в сочетании с его региональными (национальными, демографическими и т.п.) условиями, а также интенсивным развитием частных форм образования. Основой государственной политики РФ в области образования является Федеральная программа развития образования.

В реализации единой государственной политики важная роль отводится образовательным программам, государственным образовательным стандартам, лицензированию, аккредитации и аттестации образовательных учреждений независимо от форм их собственности.

Образовательные программы – программы, определяющие содержание образования определенного уровня и направленности. Они подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, которые в свою очередь делятся на основные и дополнительные.

Общеобразовательные программы формируются применительно к дошкольному и видам общего образования. К данному виду программ относятся программы дошкольного, начального общего (4 года освоения), основного общего (5-6 лет освоения), среднего (полного) общего образования (2 года освоения).

Профессиональные образовательные программы – образовательные программы, направленные на последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации; формируются применительно к начальному, среднему, высшему, послевузовскому профессиональному образованию.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной или профессиональной образовательной программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

Образовательные программы осваиваются в образовательных учреждениях с отрывом и без отрыва от производства; в форме семейного образования, самообразования и экстерната. Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной или профессиональной образовательной программы действует Eдиный государственный образовательный стандарт.

Государственные образовательные стандарты включают федеральный и региональный компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Федеральный компонент определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, сроки освоения основной образовательной программы и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, требования к кадровому, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению учебного процесса и др. В стандартах подчеркивается их обязательный характер специальным указанием на то, что положения стандарта подлежат обязательному применению всеми образовательными учреждениями, расположенными на территории РФ и аккредитованными федеральным государственным органом управления образованием.

Федеральные компоненты (требования) государственных образовательных стандартов могут дополняться национально-региональными, устанавливаемыми субъектами РФ в лице их компетентных органов.

Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.?

Образовательные стандарты устанавливаются применительно к типам образовательных учреждений уполномоченными органами исполнительной власти и являются обязательными для учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующему направлению (специальности).

Согласно этому стандарту основная образовательная программа формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин.

Лицензирование образовательного учреждения – выдача разрешения на право ведения образовательной деятельности государственным органом исполнительной власти на основании заключения экспертной комиссии при соответствии условий осуществления образовательного процесса предъявляемым требованиям.

Эти требования относятся к материально-технической базе, санитарно-гигиеническим нормам, укомплектованности необходимыми кадрами и др. Предметом экспертизы не являются содержание, организация и методика образовательного процесса. Предмет, содержание, организация и порядок лицензирования образовательных учреждений определены в Положении о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном Правительством РФ 18 октября 2000 г.

Государственная аккредитация образовательного учреждения – процедура признания государством в лице его органов управления образованием статуса образовательного учреждения соответствующего типа, вида, категории, а также признания прав и способности образовательного учреждения осуществлять свою деятельность на уровне, соответствующем требованиям государственных образовательных стандартов. Условия и порядок проведения государственной аккредитации закреплены, в частности, Положением о государственной аккредитации высшего учебного заведения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1999 г.

С момента государственной аккредитации у образовательного учреждения возникают права: на выдачу своим выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба РФ, на включение в схему централизованного государственного финансирования. Государственная аккредитация проводится по заявлению образовательного учреждения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или иными органами управления образованием. Для получения государственной аккредитации необходимо положительное заключение аттестационной комиссии. В случае принятия решения о государственной аккредитации государственным органом управления образованием выдается свидетельство о государственной аккредитации сроком на пять лет. При последующей аттестации по ее результатам образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации.

Аттестация образовательного учреждения – установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последних лет.

По общему правилу аттестация проводится один раз в пять лет государственной аттестационной службой или по ее поручению – другими органами. По результатам аттестации образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации.

Экономическое, социальное, политическое положение нашего государства во многом зависит от уровня и состояния развития науки, поскольку она является составной частью всех отраслей и сфер государственного управления, оказывая непосредственное влияние на их развитие. Прежде всего это – творческий труд научных работников (индивидуальный и коллективный), управлять которым в буквальном смысле слова не представляется возможным. В силу этого управление в данном случае связывается с организацией творческих научных коллективов, с оказанием государственной поддержки их деятельности, с обеспечением внедрения научных достижений в жизнь, в производство и т.п.

Научная деятельность осуществляется в различных организационных формах: фундаментальная, ведомственная (отраслевая), вузовская. Каждая из них отличается определенными особенностями, которые учитываются при осуществлении государственного регулирования.

Конституция РФ относит общие вопросы науки к совместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Вместе с тем на Правительство РФ возложено обеспечение проведения единой государственной политики в области науки, управление научными учреждениями федеральной собственности (ст. 114 Конституции РФ). Правительство разрабатывает и осуществляет политику государственной поддержки развития науки, обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, приоритетных направлений развития прикладной науки, имеющих общегосударственное значение, и т.д.

Читать еще:  Keygen ms office 2020

Управление наукой осуществляется на основе Федерального закона от 23 августа 1996 г. “О науке и государственной научно-технической политике”.

Содержание и правовые основы управления образованием и наукой

Понятие, сущность и задачи государственного управления образованием; органы управления в сфере образования РФ. Институциональное и нормативно-правовое регулирование по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Подобные документы

Общественные отношения в сфере государственного управления. Понятие, содержание и правовые основы управления социальной культурной сферой. Функции управления в области социально-культурного строительства. Управление образованием, наукой и культурой.

контрольная работа, добавлен 25.11.2008

Понятие, содержание и административно-правовые основы управления образованием и наукой. Здравоохранение, физкультура и спорт, туризм и социальная зашита граждан как отрасль социально-культурной сферы управления. Функции и задачи министерств и ведомств.

реферат, добавлен 22.05.2008

Законодательные акты, регулирующие деятельность органов управления в образовании. Разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти. Отраслевые органы в системе государственного управления образованием в Российской Федерации.

реферат, добавлен 08.11.2012

Понятие государственного управления образованием. Общие положения о системе управления сферой образования. Приоритетный национальный проект «Образование» в Ставропольском крае. Мероприятия по повышению эффективности деятельности министерства образования.

курсовая работа, добавлен 12.12.2011

Государственное регулирование образования в Российской Федерации, система и правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление образованием. Полномочия органов управления образованием, особенности экспертизы и лицензирования.

курсовая работа, добавлен 24.10.2010

Правовые основы государственного управления в области образования России. Характеристика и особенности федерального, регионального и муниципального уровней управления системой образования. Основные цели и задачи Министерства образования и науки.

реферат, добавлен 27.06.2014

Понятия и основы образования и науки в России. Уровни государственного управления в сфере образования. Создание условий для активизации инновационной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления, а также государственный надзор и контроль.

курсовая работа, добавлен 19.03.2014

Организационно–правовые и социально–экономические основы государственной политики в сфере образования. Реализация государственной политики в сфере образования в регионе. Разработка предложений по повышению эффективности системы управления образованием.

дипломная работа, добавлен 12.05.2018

Система органов государственного управления образованием. Организация управления высшим учебным заведением. Обучение по программам бакалавриата. Научные учреждения и организации. Органы исполнительной власти в сфере здравоохранения, социального развития.

реферат, добавлен 22.11.2009

Правовая основа государственного управления в образовательной схеме. Органы исполнительной власти, осуществляющие управления в сфере образования. Проблемы и перспективы реформирования государственного управления Российской Федерации в сфере образования.

дипломная работа, добавлен 26.06.2012

Административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере

Понятие, содержание и административно-правовые основы управления образованием и наукой. Здравоохранение, физкультура и спорт, туризм и социальная зашита граждан как отрасль социально-культурной сферы управления. Функции и задачи министерств и ведомств.

Подобные документы

Общественные отношения в сфере государственного управления. Понятие, содержание и правовые основы управления социальной культурной сферой. Функции управления в области социально-культурного строительства. Управление образованием, наукой и культурой.

контрольная работа [31,5 K], добавлен 25.11.2008

Понятие, сущность и задачи государственного управления образованием; органы управления в сфере образования РФ. Институциональное и нормативно-правовое регулирование по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

курсовая работа [927,5 K], добавлен 05.12.2013

Понятие, содержание и правовые основы управления обороной. Военная доктрина Российской Федерации: ее характеристика. Система и административно-правовой статус органов военного управления. Военная служба и ее административно-правовое регулирование.

курсовая работа [45,7 K], добавлен 01.11.2010

Административно-правовое регулирование государственного прогнозирования экономического и социального развития. Взаимодействие ОВД с финансово-кредитными органами. Административно-правовые режимы в особых условия управления при чрезвычайных ситуациях.

курсовая работа [44,9 K], добавлен 25.05.2008

Органы административной юрисдикции, их полномочия и задачи. Содержание административно-деликтного процесса. Понятие административной процедуры, ее специфика и структура. Организационно-правовые основы государственного управления в сфере экономики.

контрольная работа [16,3 K], добавлен 28.01.2010

Понятие социально-культурной сферы, ее роль и значение в развитии современного общества, направления и правовое обоснование государственного регулирования в России. Органы управления социально-культурной сферой Красноярского края, показатели развития.

курсовая работа [52,0 K], добавлен 19.06.2014

Учреждения как организации, их классификация в зависимости от вида исполняемой ими социально-культурной или административно-политической функции. Особенности административно-правового статуса предприятий. Различия между предприятиями и учреждениями.

реферат [17,1 K], добавлен 03.10.2014

Административно-правовое регулирование обороной. Административно-правовое регулирование управления безопасностью. Система и правовое положение органов военного управления, а так же органов федеральной службы безопасности и других служб безопасности.

реферат [49,7 K], добавлен 12.10.2008

Теоретический анализ социальных льгот в социально-культурной сфере. Изучение сущности и дифференциации социальных льгот. Особенности таких льгот в здравоохранении, сфере образования, бытового обслуживания. Описание видов социальных льгот детей-сирот.

курсовая работа [49,5 K], добавлен 31.05.2010

Основы управления обороной, ее административно-правовое регулирование. Взаимоотношения ОВД с органами военного управления. Система и административно-правовой статус органов государственной безопасности. Охрана государственной границы. Пограничные режимы.

реферат [42,5 K], добавлен 25.05.2008

АДМИНИСТРАТИВНО — ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

магистрант кафедры муниципального и конституционного права, УИЭУиП,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой муниципального права,

УИЭУиП, г. Екатеринбург

Фундаментом становления и успешного развития любого государства несомненно является качественное функционирование системы образования. Право на образование является одним из главных и неотъемлемых Конституционных прав человека. Общеобразовательный уровень населения напрямую зависит от происходящих реформ, государственной политики в сфере образования.

Правоотношения, возникающие в данной сфере, подвластны нормам различных отраслей права, тем не менее, административно-правовые нормы являются ведущими в регулировании данных правоотношений.

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования, определяют нормативно-правовую базу функционирования системы образования.

Проанализировав ст. 2 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», мы определили, что образование на сегодняшний день должно стать единым, целенаправленным процессом воспитания и обучения человека, являться общественно необходимым благом и осуществляться в интересах гражданина, семьи, общества и государства [3, ст. 2].

Федеральные государственные образовательные стандарты и требования, образовательные программы различного вида, уровня и направленности являются одним из структурных элементов системы образования.

Осуществляющие образовательную деятельность организации, педагогические работники, обучающиеся и их родители (законные представители) так же входят в эту систему.

Государственное управление в области образования выполняют федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а так же органы местного самоуправления, организованные ими консультативные, совещательные и иные органы. В связи с этим их так же необходимо отнести к составляющим элементам системы образования. К ним же можно отнести организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования и объединения юридических лиц, работодателей, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

В Российской Федерации образование подразделяется таким образом:

— дополнительное образование и профессиональное обучение.

Данная градация подразумевает непрерывность образования, то есть реализацию права обучаться на протяжении всей жизни.

Если рассматривать уровни общего образования, то основываясь на ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3, ст. 10], можно выделить следующие: дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование.

Трактуя этот же Закон, мы видим, что непрерывное образование может осуществляться с помощью реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, так же имеется возможность одновременного освоения нескольких образовательных программ, при этом учитывается уже имеющееся образование, квалификация и опыт работы.

Ст. 72 Конституции Российской Федерации определяет, что «общие вопросы воспитания, образования и науки находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации» [1, ст.72].

Общие вопросы управления в области образования и разграничения компетенции в данной области так же определяются главой 12 «Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности»» ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ [3, гл.12].

Читать еще:  Как активировать майкрософт офис бесплатно без ключа

Руководствуясь данным Законом можно сделать несколько заключений.

Осуществление управления системой образования должно базироваться на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости и учета общественного мнения. Но, если на деле принцип законности еще реализуется, то в части информационной открытости есть загвоздки, поскольку данная открытость имеет неясный обычному человеку характер. А общественное мнение вообще учитывается только в исключительных случаях.

Говорить о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления приходится с осторожностью. Складывается мнение, что взаимодействие осуществляется в форме одностороннего подчинения. Органы местного самоуправления зачастую выполняют требования свыше, а насущные проблемы на местах никто не хочет афишировать.

Что касается стратегического планирования развития системы образования, то по нашему мнению оно несколько дальновидно. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления просто не успевают перестраиваться в соответствии с постоянными изменениями в законодательстве.

Государственные программы Российской Федерации, федеральные и региональные программы, направленные на развитие системы образования, на муниципальном уровне реализуются не в полной мере, поскольку они не подкреплены финансово.

А вот мониторинг в системе образования проводится регулярно и отражает действительную ситуацию, в соответствии с которой вновь напрашиваются какие-то реформы.

Информационное обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих государственное управление в сфере образования существует, а вот методическое обеспечение осуществляется не на должном уровне.

Вообще образовательная деятельность должна иметь довольно жесткую государственную регламентацию, независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию.

Так же, считаем, что должны быть ужесточены меры контроля за подготовкой и повышением квалификации руководителей и педагогических работников образовательных организаций, а, в особенности, работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

И все-таки, особую роль в реализации закона «Об образовании в Российской Федерации» имеют местные органы власти. В 2013 г. В.В. Путин в своем Послании Федеральному собранию сказал, что «местная власть должна быть устроена так — а ведь это самая близкая власть к людям, — чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до неё рукой», «считаю важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах. И такую работу мы должны начать и в основном законодательно обеспечить уже в следующем, 2014 году — в год 150-летия знаменитой Земской реформы» [2].

В обычной практике муниципальные органы власти перекладывают свои полномочия на плечи муниципального органа управления образованием.

Если обратиться к ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3,ст. 9], то местные органы власти должны создать условия для предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; предоставить возможность дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях; создать условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечить на должном уровне содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустроить прилегающие к ним территории. Необходимо вести учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Особенно важно закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа. А в соответствии с международными правовыми актами, законодательством РФ, особо необходимо создать нужные условия для получения качественного образования лицами с ОВЗ без дискриминации, в том числе, с помощью внедрения инклюзивного образования. Лицам, которые проявили выдающиеся способности, так же важно оказывать необходимое содействие. Частично или полностью обеспечивать содержание лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

Нормативно- правовые акты должны наиболее полно регламентировать данные полномочия органов власти муниципального образования.

Именно в муниципальной образовательной системе важна защита интересов населения, обеспечение согласования с образовательными потребностями и запросами граждан, требованиями государства. Система образования должна способствовать развитию образовательных учреждений, образования в целом.

К сожалению, на сегодняшний день органы управления образованием осуществляют не присущие им надзорные функции, а организационные, информационные и обслуживающие. Сегодня система образования требует огромное количество аналитических действий, посредством которых как ошибочно считается, должна быть улучшена и облегчена работа образовательных организаций. Для качественного функционирования системы образования необходимы высококвалифицированные кадры. Ведь многие проблемы появляются от того, что существующее законодательство имеет неустойчивый характер, и здесь срабатывает человеческий фактор. Постоянно вносимые изменения приводят к несовершенству нормотворчества на муниципальном и локальном уровнях, что не позволяет повысить эффективность административно-правового регулирования.

Правовые основы управления образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:55, реферат

Описание работы

На сегодняшний день вопросы образования и образовательной сферы, правовой основы управления образования, нарушения законодательства в образовательной сфере и проблема юридической ответственности являются одними из приоритетных в обществе и государстве. Актуальным является вопрос об установлении административной ответственности за нарушения образовательными организациями и их должностными лицами прав граждан в сфере образования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………2
1. Понятие и задачи образования в Российской Федерации…………………..4
2. Правовая основа государственного управления в сфере образования Российской Федерации……………………………………………………………..6
3. Установление административной ответственности за нарушение законодательства в области образования……………………….…………………..….9
Заключение …….…………………………………………………………………………………14
Библиографический список………………………………………….………………………15

Файлы: 1 файл

административное право.doc

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ФАКУЛЬТЕТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ

«ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Тураносова Надежда Николаевна

Зав. кафедрой административного

и служебного права, профессор

Оксана Васильевна Шмалий

1. Понятие и задачи образования в Российской Федерации…………………..4

2. Правовая основа государственного управления в сфере образования Российской Федерации……………………………………………………… ……..6

3. Установление административной ответственности за нарушение законодательства в области образования……………………….………………….. ….9

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день вопросы образования и образовательной сферы, правовой основы управления образования, нарушения законодательства в образовательной сфере и проблема юридической ответственности являются одними из приоритетных в обществе и государстве. Актуальным является вопрос об установлении административной ответственности за нарушения образовательными организациями и их должностными лицами прав граждан в сфере образования.

Для любого современного общества, одной из самых актуальных проблем является проблема образования. Сейчас она становится все серьезней и острей. «Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной» — гласит пункт 1 статьи 1 ФЗ «Об образовании».

Реформа в сфере образования ведет к разрушению прежней единообразной системы учебных заведений, поэтому содержание образования с разноуровневым обучением дифференцируется. Старые формы управления образованием утрачивают эффективность, а новые только создаются. В результате возникает ряд сложных проблем: отсутствие четких требований к управленцам, нарушение системы материального снабжения, отсутствие контроля и прогноза количественных и качественных характеристик образовательных услуг и др. Все это негативно влияет на систему образования.

Правовые основы занимают ведущее место в управлении образования и реформировании сферы образования в целом.

Актуальность темы заключается в том, что в законодательстве Российской Федерации об образовании содержатся правовые нормы, закрепляющие права граждан в сфере образования, в том числе права обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также законодательные положения, устанавливающие обязанность органов государственной власти и образовательных учреждений исполнять требования установленные законодательством об образовании, но данные нормы в большинстве своем не подкрепляются санкциями за их нарушение или невыполнение. В большинстве своем, в законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормы, устанавливающие ответственность за неисполнение законодательства об образовании. Это обстоятельство затрудняет предотвращение и ликвидацию нарушений законодательства об образовании, препятствует эффективному осуществлению государственных функций по контролю и надзору в сфере образования.

1. Понятие и задачи образования в Российской Федерации.

Образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных стандартов). [18,9]. Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Читать еще:  Feng office русский

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность следующих элементов:

— образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

— сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

— органов управления в области образования и подведомственных им учреждений и организаций.

На протяжении длительного периода сфера образования регулировалась методами административного права: в дореволюционной России образовательная деятельность рассматривалась как одна из составляющих полицейской деятельности Правительства, а в советские годы образовательное законодательство формировалось преимущественно как специальная часть административного законодательства, в центре которого стояли проблемы государственного управления сферой образования.

Сфера образования, призванная осуществлять передачу знаний от одного поколения к другому, социологами и учеными-педагогами традиционно признается основным социальным институтом.

Государство в лице органов управления образованием осуществляет контроль за наличием у образовательных учреждений необходимых средств для ведения образовательной деятельности (например, для того чтобы осуществлять образовательную деятельность, необходимо иметь лицензию);

Задачи образования включают:

— реализацию потребностей каждого человека в образовательной сфере, постоянное повышение образовательного уровня населения страны;

— приведение системы воспитания и обучения населения в соответствие с образовательными потребностями личности, общества и государства, нормами отечественного и международного права;

— подготовку новых поколений граждан к жизнедеятельности в условиях современного демократического общества, его социокультурных, научных и технологических достижений;

— социальную интеграцию различных групп общества независимо от их этнической принадлежности, психического и физического здоровья, доходов, религиозных и политических убеждений;

— обеспечение равных стартовых возможностей россиян в сфере образования;

— формирование и развитие единого образовательного пространства России на федеральном и мировом уровнях.

Таким образом, можно сделать вывод, что образование находится в сфере первоочередных государственных интересов. От состояния образовательной системы во многом зависит будущее Российского государства, его экономическое развитие, уровень благосостояния в обществе. С образованием связываются надежды на модернизацию экономики и увеличение темпов экономического роста. Наконец, в связке с наукой образование представляет собой одну из наиболее существенных гарантий национальной, региональной и международной безопасности.

2. Правовая основа государственного управления в сфере образования Российской Федерации.

Государственное управление в области образования осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления.

В комплекс законодательства Российской Федерации в области управления образованием, в первую очередь необходимо включить Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании», а также принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные акты. Так, например, можно выделить:

— Федеральный закон от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ «О послевузовском профессиональном образовании»

— Федеральный закон от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2011)

— Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. №51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» (с изменениями от 26 июня 2007 г.)

В эту же группу можно включить законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области управления образованием.

Федеральные законы в области управления образованием, в соответствии со ст. 3 Закона «Об образовании»:

1) разграничивают компетенцию и ответственность в области образования Федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации;

3) вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области управления образованием законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.

Отношения по поводу урегулирования вопросов управления образованием наряду с законодательными актами могут регулироваться нормативными указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить вышеназванному Закону «Об образовании» и иным федеральным законам. Федеральное Правительство вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные управлению образованием, но только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента Российской Федерации.

В комплекс нормативных актов об управлении образованием входят также многочисленные акты соответствующих министерств и ведомств. В отношении таких документов существует общее правило, выраженное в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997г №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (с изменениями на 17 марта 2009 г.).

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования и науки находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Содержание государственного управления в данной сфере заключается в том, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют соответствующие приоритетные направления развития образования и науки, обеспечивают формирование системы педагогических и научных организаций, осуществление межотраслевой координации образовательной, научной и научно-технической деятельности, разработку и реализацию образовательных, научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции образования и науки, реализацию достижений науки и техники [20,59].

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года относится к базовому в сфере образования. Как и всякий иной закон, он обладает высшей (после Конституции РФ) юридической силой. Более того, в числе упоминавшихся базовых образовательных законов, этот закон играет роль своего рода «коренника», на которого ориентируются и остальные законодательные акты. Он направлен на урегулирование системы общественных отношений, складывающихся в образовании. В нем регламентируются вопросы, общие для всех элементов и уровней системы образования в Российской Федерации.

Данный закон Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ внес в базовый закон существенные изменения и дополнения, ставшие основанием для изложения его в новой редакции. С момента принятия закона 76 раз федеральные законодательные акты вносили в него изменения и дополнения (24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г., 6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля, 26, 30 июня, 21 июля, 18, 24 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля, 24 апреля, 23 июля, 27 октября, 25 декабря 2008 г., 10, 13 февраля, 3 июня, 17 июля, 10 ноября, 17, 21, 27 декабря 2009 г., 8 мая, 17 июня, 27 июля, 28 сентября, 8 ноября, 8, 28, 29 декабря 2010 г., 2 февраля, 3, 16, 17, 27 июня, 1, 18 июля, 8, 16 ноября, 3 декабря 2011 г., 28 февраля, 1 апреля, 10 июля, 12 ноября 2012 г.) [3].

Закон «Об образовании» имеет сложную структуру и состоит из 6 глав, объединяющих собой 58 статей.

Первую главу «Общие положения» составляют общие нормы и принципы, действующие в сфере образования. Они регулируют отношения, связанные с определением и закреплением принципов государственной политики, задач органов образования, государственных гарантий прав граждан на образование.

Вторая глава «Система образования» определяет совокупность компонентов, образующих систему образования РФ, формы получение образования, их виды и ступени образования.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector