Sdscompany.ru

Компьютерный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коап и кас как источники административного права

Лекция 1. Административное право как отрасль права

1.4. Источники административного права

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.

Нормативные акты в установленном порядке обязательно должны быть зарегистрированы и опубликованы.

Характерным для отрасли административного права является наличие множества источников. Административное право кодифицировано лишь частично.

Новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) от 30 декабря 2001 г. состоит в большей степени из норм процессуального характера.

КоАП определяет задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, перечень видов административных наказаний и правила их применения, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. Это требует изложение источников административного права в определенной последовательности по их юридической силе.

К источникам административного права относятся:

1. Конституция РФ — основной источник любого права, в том числе и административного. В Конституции закрепляются основные права и свободы личности, реализуемые преимущественно в сфере государственного управления, формирование и деятельность органов исполнительной власти, разграничение функций органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

2.Международно-правовые договора и соглашения.

3.Федеральные законы и кодексы, такие как «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ», «О гражданстве Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» и т.д.

4. Законы субъектов РФ. Например, Законодательным собранием Ростовской области принят областной закон от 25 октября 2002 г. № 273-ЗС «Об административных правонарушениях». Правовой основой данного областного закона являются Конституция РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Устав Ростовской области.

5. Указы и распоряжения Президента РФ.

6. Постановление и распоряжение Правительства РФ (Постановления правительств субъектов РФ).

7. Ведомственные нормативные акты (приказы министров, председателей государственных комитетов, инструкции, наставления, уставы и т.д.).

8. Акты субъектов Российской Федерации.

9. Ведомственные акты субъектов РФ.

10. Ведомственные акты местного самоуправления.

Административное право относится к числу самых несистематизированных, а тем более — некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его многопрофильностью.

КоАП как источник административного права;

Конституция РФ как определяющий источник АП

Конституция создает правовые пределы осуществления исполнительной власти, функционирование гос. режима и является основной юр. формой его выражения (речь идет о полит. централизации и децентрализации власти, принципе разделения властей, соотношении гражданского общества и субъектов исп. власти, неприкосновенности личности, защите ее прав и законных интересов). Конституция закрепляет ряд норм, носящих адм.-правовую направленность, например закрепляющие основные права, свободы, обязанности граждан, реализация которых преимущественно осуществляется в сфере гос. управления, нормы разграничивающие предметы ведения, а также полномочия между федеральными и региональными органами. В статье 72 КРФ закреплено то, что административное, административно-процессуальное з-во (а также законодательство об административной ответственности) относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов. Конституцией закреплен ряд положений, наделяющих публично-властные субъекты основными полномочиями. К таковым можно отнести их право на заключение адм. договоров, полномочия по управлению фед. собственностью, обеспечению обороны страны, гос. безопасности и т. д. Кроме того, Правительство РФ наделено правом разрабатывать и принимать нормативно-правовые акты необходимые для реализации и исполнения большинства указанных полномочий. В статье 118 КРФ наряду с традиционными видами судопроизводства (уголовное, гражданское, конституционное) предусмотрено и адм. правосудие (производство), которое на сегодняшний день отдельно не регламентировано. По содержанию нормативные акты субъектов исполнительной власти (органов государственного управления) должны соответствовать Конституции РФ в части по характеру и содержанию затрагиваемых в нормативном акте вопросов, по историческим целям, то есть отвечать конституционным принципам и целя правового регулирования, а также исторически сложившемся фундаментальным принципам управления. Современное административное право в качестве исходного фундаментального источника безусловно признает Конституцию РФ, в то же время являясь важнейшим средством обеспечения самой Конституции.

Важным источником адм.-деликтного права является КоАП РФ, определяющий условия и основания адм. ответственности, виды адм. наказаний, порядок производства по делам об адм. правонарушениях, подсудность и подведомственность этих дел, а также вопросы, отнесенные в соответствии с КоАП к компетенции субъектов РФ. Нормы, содержащиеся в КоАПе, а также в законодательстве субъектов РФ, об административной ответственности получили наименование «административно-деликтное право» (поддерживают Козлов, Попов и др.). Нормы КоАП определяют составы административных правонарушений, ответственность за их совершение, определяют органы и круг должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, регламентируют производство по делам об административных правонарушениях и порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний. Одной из принципиальных новелл нового КоАП стало введение понятия «презумпции невиновности». До этого она распространялась лишь на отношения, регулируемые в сфере уголовно-правового регулирования.

КоАП включает 5 разделов:

• Общие положения – сюда включается нормы, образующие общую часть кодекса.

• Субъекты, уполномоченные на рассмотрение административных дел.

КоАП как источник административного права

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ

КоАП РФ вступил в силу с 1 июля 2002 года.

Структура КоАП:

5 разделов, объединяющих 32 главы.

1 раздел – общие положения, понятия, принципы, то есть о структуре законодательства, виды наказаний.

2 раздел – особенная часть (17 глав, где по родовому признаку сгруппированы составы административных правонарушений).

3 раздел – структурно-компетенционные нормы, определяющие тех, кто может рассматривать дела об АП.

4 раздел – производство по делам об АП.

5 раздел – исполнение постановления по делу об АП.

КоАП определяет структуру всего законодательства об АП. КоАП определяет, какие акты в соответствии с ним могут и должны быть приняты, причем перечень является закрытым.

1. Постановления правительства, которые призваны урегулировать отдельные процедуры применения мер обеспечения или порядок исполнения отдельных видов наказания, например, условия отбывания административного ареста.

Читать еще:  Какие логистические издержки соответствуют логистической функции администрирования

2. акты ФОИВ (федеральных органов исполнительной власти), которыми утверждается перечень ДЛ этих органов, уполномоченных составлять протоколы по делам об АП (ПДАП). Каждый контрольно-надзорный орган утверждает для себя внутриведомственный акт.

3. акты ФОИВ, определяющие порядок применения отдельных мер обеспечения в ПДАП.

4. методические разъяснения органов.

КоАП от 30.12.2001.- основной закон, регулирующий адм. ответственность. Он регулирует вопросы административной ответственности, которое признано решать на федеральном уровне.

· закрепляет общие положения и принципы законодательства о административном правонарушении;

· устанавливает административную ответственность за нарушение правил, имеющих общефедеральное значение;

· регулирует производство по делам об адм. правонарушениях;

· устанавливает порядк исполнения постанй о назнач адм наказаний;

· устанавливает виды административных наказаний и мер административно-процессуального принуждения.

КоАП РФ основыв на КРФ, общепризнан нормах и приныципах междунар права и международных договорах.

Задачи законодательства об административных правонарушениях (ст 1.2 КоАП):

· охрана прав и свобод человека и гражданина;

· охрана здоровья гр-н, сан-эпидемологич благополучия населения;

· защита общественной нравственности;

· охрана окружающей среды;

· охрана установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности;

· предупреждение административных правонарушений.

Вместе с другими нормами административного права КоАП призван обеспечить реализацию и защиту положений Конституции РФ, а так же регулятивные нормы многих отраслей права. КоАП основывается на таких принципах как: принцип равенства пред законом, презумпция невиновности, обеспечения законности при применении мер административного принуждения, гуманизм при ведении дел об административных правонарушениях.

Особенности КоАП:

1.содержит систему материальных норм (общие положения и принципы ответственности, составы правонарушений, перечень административных наказаний, принципы их применения) и процессуальных норм (производство по делам об административных правонарушениях);

2.нормы КоАП универсальны, т.к. защищают как регулятивные нормы административного права, так и регулятивные нормы других отраслей права;

3.закрепляет ответственность физических и юридических лиц;

4.регламентирует ответственность за административные правонарушения в 2 юрисдикционных режимах: административный и судебный (6 из 9 наказаний назначаются только судом); ответственность за административный правонарушения регулируется как на федеральном уровне так и на уровне субъектов, поэтому КоАП четко определил: за какие правонарушения законами субъектов РФ может быть установлена административная ответственность; какие санкции могут быть им установлены за соответствующие правонарушения, кто вправе налагать административные наказания за нарушение законов субъектов РФ. КоАП РФ с 2001 г впервые закрепил понятие вины юридического лица (ст.2.1.). Впервые к рассмотрению дел об административных правонарушениях привлечены арбитражные суды.

По КоАП адм ответственность может наступать при достижении 16 лет возраста (ст 2.3). В связи с тем, что исполнительная власть отличается мобильностью, то нормы, закрепленные в КоАП подвержены постоянной модернизации. КоАП имеет свою систему наказаний, не пользуется другими системами наказаний. В режиме административной юрисдикции дела об административных правонарушениях могут рассматриваться более 60 органами исполнительной власти.

Это диктовать только после всего прочитанного)))
Раздел I. Общие положения

Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях

Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность

Глава 3. Административное наказание

Глава 4. Назначение административного наказания

Раздел II. Особенная часть

Глава 5. Административные правонарушения, посягающие на права граждан

Глава 6. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность

Глава 7. Административные правонарушения в области охраны собственности

Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования

Глава 9. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике

Глава 10. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель

Глава 11. Административные правонарушения на транспорте

Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения

Глава 13. Административные правонарушения в области связи и информации

Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности

Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг

Глава 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)

Глава 17. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти

Глава 18. Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации

Глава 19. Административные правонарушения против порядка управления

Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность

Глава 21. Административные правонарушения в области воинского учета

Раздел III. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Глава 22. Общие положения

Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях

Глава 24. Общие положения

Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности

Глава 26. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств

Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Глава 28. Возбуждение дела об административном правонарушении

Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении

Глава 29.1. Правовая помощь по делам об административных правонарушениях

Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

Раздел V. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях

Глава 31. Общие положения

Глава 32. Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний

Глава 2. Источники административного судопроизводства

В результате изучения данной главы обучающийся должен:

знать особенности административно-процессуального права и иерархию его источников;

уметь отграничивать источникиадминистративно-процессуального права от иных нормативно-правовых актов; разрешать противоречия между различными источниками;

владеть навыками системного толкования административно-процессуального закона.

Основным источником российского административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховном Судом РФ, судами общей юрисдикции, военными судами административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организации является Конституция Российской Федерации, закрепившая ряд принципиальных положений в Гл. 7.

К числу источников административного судопроизводства относятся: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1- ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный конституционный Закон от 23 июня 1999 г. № 1 –ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», Федеральный Конституционный Закон от 7 февраля 2011 г. № 1 – ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.

Читать еще:  Как активировать майкрософт офис бесплатно без ключа

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации определяет круг источников, подведомственность административных дел, правоотношения, возникающие в ходе административного судопроизводства (ст. 3), принципы (ст. 6), порядок судебного разбирательства, основания и порядок обжалования судебных решений, постановленных в порядке административного судопроизводства.

Федеральный закон ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает цели, задачи правосудия, способы осуществления правосудия. Аналогичные нормы, регулирующие административное судопроизводство, содержатся и в других законах, указанных в ст. 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Часть вторая ст. 2 Кодекса административного судопроизводства в качестве своих источников закрепляет международные договоры Российской Федерации. Решая вопрос о месте международных договоров РФ в правовой системе России и их роли в системе источников российского права, весьма важным представляется также определить их юридическую силу и характер их отношений с конституционными и текущими законами. Это тем более необходимо, что Конституция РФ не двусмысленно декларирует, что в коллизии национального законодательства и международных договоров России приоритет будет на стороне договора[1].

Как отмечается в юридической литературе, вопрос приоритета международных договоров Российской Федерации по отношению к российским национальным законам, а вместе с тем – вопрос об их отношении с законами необходимо решать дифференцированно, с учетом существования всего разнообразия как договоров, так и законов[2].

Однако часть вторая ст. 2 КАС РФ четко определяет, что в случае установления международным договором Российской Федерации иных правил административного судопроизводства, чем предусмотренных Кодексом административного судопроизводства, применяются правила международного договора.

Анализируя положения ч. 4 ст. 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, необходимо сказать следующее. Согласно этому положению в административной и судебной практике встречаются случаи, когда свобода усмотрения может состоять в создании правовой нормы для конкретного случая или отношения. Это и есть так называемые «аналогии права» и «аналогия закона». То и другое имеет место при обнаружении пробела в праве, когда факты или отношения законом не оцениваются, но профессиональное правосознание настойчиво диктует необходимость их юридической квалификации. Такие случаи редки, но все же необходимо знать, как это разрешается. Решение дел на основе аналогии права или аналогии закона подлежат дополнительным проверкам кассационными и надзорными инстанциями и, главное должно являться стимулом к принятию нормативных актов, устраняющих обнаружившийся пробел в праве.

Отдельные нормы административного судопроизводства содержатся и в Кодексе об административных правонарушениях и других кодексах.

Необходимо отметить пункт четвертый части четвертой ст. 180 КАС РФ, в котором предусмотрено, что в мотивировочной части решения суда «могут содержаться ссылки на постановления и решения Европейского cуда по правам человека, решения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, принятые Верховным Судом Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики и законности».

Статья 15 Кодекса административного судопроизводства РФ полностью соответствует ст. 15, 76 Конституции РФ, в ней представлена иерархия нормативно-правовых актов, которые необходимо применять при принятии решения. Знание иерархического построения нормативно-правовых актов позволит правильно определиться с нормой права, подлежащей применению для разрешения конкретного административного дела, что является, безусловно, гарантией принятия по нему законного решения. При выборе регулятивной нормы суд обязан в каждом конкретном деле оценить ее содержание на предмет соответствия положениям нормативно-правовых актов, имеющего большую юридическую силу. Эти положения соответствуют ст. 120 Конституции РФ, ч. 3 ст. 5 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», ч. 2 ст. 15 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Статья 15 Кодекса административного судопроизводства предусматривает право суда на обращение с запросом о конституционности законов, подлежащих применению в конкретном административном деле.

1. Дайте понятие источника права.

2. Перечислите источники административного судопроизводства.

3. Укажите место судебной практики в системе источников административного судопроизводства.

Коап и кас как источники административного права

§ 4. Источники законодательства об административном
судопроизводстве

Понятие источников судебного административного процессуального права. Источники права — это правовые акты, которые содержат нормы данной отрасли права. Источники права по общему правилу подразделяются по следующим критериям:
— законы и подзаконные нормативные акты;
— нормативные и судебные;
— национальные и международные.
Законы. Согласно ст. 2 КАС порядок осуществления административного судопроизводства определяется Конституцией РФ, Законами о судебной системе, о военных судах, о судах общей юрисдикции, а также КАС и другими федеральными законами.
Здесь определена традиционная иерархия источников: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, КАС и другие федеральные законы. Важно также отметить, что основным источником судебного административного процессуального права является закон.
Следует обратить внимание на следующее обстоятельство при характеристике КАС как источника законодательства об административном судопроизводстве. В ч. 1 ст. 1 ГПК и ч. 2 ст. 3 АПК при выстраивании иерархии источников гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства приоритет среди федеральных законов отдается соответственно ГПК и АПК, поскольку другие федеральные законы, регулирующие порядок гражданского судопроизводства по ГПК и порядок судопроизводства по АПК, могут приниматься только в соответствии с названными Кодексами.
В ст. 2 КАС нормы о таком приоритете по вопросам осуществления административного судопроизводства судами общей юрисдикции и ВС РФ по делам, отнесенным КАС к их подведомственности, не содержится. Означает ли это, что КАС не является основным источником правил административного судопроизводства для судов среди других федеральных законов, которые также могут регламентировать данные вопросы? Полагаем, что и применительно к КАС приоритет принадлежит его нормам, если другие федеральные законы не будут соответствовать ему и будут приняты не в соответствии с КАС. Основанием для такого ответа является ч. 3 ст. 2 КАС, допускающая аналогию закона. Поэтому в данном случае при выборе источников законодательства для рассмотрения дел по КАС возможно применение по аналогии ч. 1 ст. 1 ГПК, определяющей приоритет процессуальных норм ГПК (в нашем случае КАС) перед процессуальными нормами в других законах.
При характеристике КАС важно отметить, что КАС является в целом «слепком» ГПК и в определенной степени АПК. Такой подход следует оценить положительно, поскольку он служит развитию судебной власти в сфере административного судопроизводства. В самом деле, зачем придумывать что-то новое при наличии исторически сложившейся и эффективной системы разрешения конфликтов, отраженной в нормах ГПК и АПК? Поэтому не случайно, что в КАС многие нормы ГПК и АПК дублируются, поскольку законодатель просто добавлял к сложившимся процессуальным понятиям слово «административный» (административный иск, административные истец и ответчик и т.д.). Вместе с тем следует отметить некоторую «тяжесть» и многословность понятий и терминологии КАС. Например, заявление по ст. 42 КАС называется «коллективное административное исковое заявление».
К источникам законодательства об административном судопроизводстве относится также АПК, поскольку в соответствии с данным Кодексом осуществляется административное судопроизводство арбитражными судами. Хотя из ГПК исключены положения об административном судопроизводстве, данный Кодекс также является источником судебного административного процессуального права в силу генетических взаимосвязей с гражданским процессуальным правом и необходимости толкования многих положений КАС на основе ГПК.
К иным федеральным законам относятся также федеральные законы, применяемые при рассмотрении отдельных категорий дел административного судопроизводства, например: НК, КоАП, Закон об исполнительном производстве, законы, регулирующие порядок выборов, и т.д.
Из числа подзаконных актов как источников законодательства об административном судопроизводстве можно отметить Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. N 1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации» , изданное во исполнение положений ч. 4 ст. 109, ч. 2 ст. 110, ч. 4 ст. 114 КАС.
———————————
Российская газета. 2012. 7 декабря. N 283.

Читать еще:  Как вернуть права администратора в windows 7

Международные источники. Согласно ч. 2 ст. 2 КАС если международным договором Российской Федерации установлены иные правила административного судопроизводства, чем предусмотренные КАС, то применяются правила международного договора. В частности, возможно применение международных договоров и конвенций, регулирующих отдельные вопросы судопроизводства. Например, по вопросам судебных извещений допустимо применение в отношении иностранных участников процесса Конвенции о вручении за границей судебных и несудебных документов, поскольку «ничто не мешает государствам-участникам применять конвенции в их отношениях друг с другом к делам, относящимся к сфере публичного права. » .
———————————
Практическое руководство по применению Гаагской конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов / Отв. ред. и пер. с англ. А.Н. Жильцов. 3-е изд. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 38.

Следует также иметь в виду, что согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Судебные источники. В современных условиях судебная практика также относится к числу источников права, поскольку статус и полномочия суда как органа судебной власти предполагают совершенно иной уровень правовой силы судебных актов и их воздействия на законодательную и исполнительную власть, а также на органы местного самоуправления.
На это прямо указывает и сам КАС. Например, согласно п. 4 ч. 4 ст. 180 КАС в мотивировочной части решения суда могут содержаться ссылки на постановления и решения ЕСПЧ, решения КС РФ, постановления Пленума ВС РФ, постановления Президиума ВС РФ, принятые ВС РФ в целях обеспечения единства судебной практики и законности.
Также согласно ч. 1 ст. 350 КАС основаниями для пересмотра судебного акта по новым обстоятельствам являются возникшие после принятия судебного акта и имеющие существенное значение для правильного разрешения административного дела такие обстоятельства, как признание КС РФ не соответствующим Конституции РФ закона, примененного судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в КС РФ; установление ЕСПЧ нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в ЕСПЧ; определение или изменение в постановлении Пленума ВС РФ либо в постановлении Президиума ВС РФ практики применения правовой нормы, примененной в конкретном деле, если в соответствующем акте ВС РФ содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства; признание ВС РФ, судом общей юрисдикции не действующим со дня принятия нормативного правового акта, примененного судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель оспорил данный нормативный правовой акт.
Во всех приведенных примерах судебные акты являются источником права, поскольку в силу прямого указания закона они должны быть либо могут быть положены в основу правоприменительного решения.
Действие во времени и в пространстве. Административное судопроизводство осуществляется в соответствии с теми нормами процессуального права, которые действуют во время рассмотрения и разрешения административного дела, совершения отдельного процессуального действия. Поэтому процессуальному праву, в отличие от материального права, по общему правилу несвойственно «переживание» закона, поскольку судопроизводство всегда осуществляется по правилам, действующим в момент совершения каждого конкретного процессуального действия.
Предусмотренные КАС общие правила административного судопроизводства в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций применяются ко всем категориям административных дел с учетом особенностей производства по отдельным категориям административных дел, установленных КАС. Поэтому необходимо обращать внимание на дифференциацию процессуальных норм и правил в отношении каждой конкретной категории дел административного судопроизводства.
В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права). Как уже отмечалось, основная часть положений КАС совпадает полностью либо соответствует по своему «духу» правилам ГПК и АПК. Поэтому для применения норм по аналогии закона лучшим источником будет ГПК, а также в отдельных случаях и АПК, которые являются классическими и базовыми процессуальными законами. Например, рассмотрение дел по коллективным административным искам в порядке ст. 42 КАС потребует применения по аналогии многих положений гл. 28.2 АПК, поскольку для регулирования такого сложного и относительно нового для российского процессуального законодательства института, как групповые иски и групповое производство, одной статьи КАС явно недостаточно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector