Sdscompany.ru

Компьютерный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Внешняя форма и источник административного права это

Источники административного права. Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. К их числу относятся:

1. Конституция Российской Федерации, многие из норм которой имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, конституционные нормы, закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализация которых осуществляется преимущественно в сфере государственного управления (ст. 22, 24-25, 27, 30-35), разграничивающие предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами субъектов Федерации (ст. 71-73).

В нее включены нормы, направленные на регулирование отношений в сфере деятельности исполнительной власти. К ним относятся, в частности, ст. 77 и 78, определяющие систему исполнительной власти в Российской Федерации, а также глава 6 Конституции Российской Федерации «Правительство Российской Федерации», устанавливающая конституционное положение об осуществлении Правительством Российской Федерации исполнительной власти в Российской Федерации, статус Правительства Российской Федерации, его функции, полномочия, порядок взаимоотношений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, иными государственными органами.

Вместе с тем источниками административного права являются конституции республик, входящих в состав Российской Федерации; уставы (основные законы) краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

2. Законодательные акты Российской Федерации, а также ее субъектов. Наибольшее значение при этом имеют федеральные конституционные и федеральные законы. Среди данных источников административного права можно назвать Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», Кодекс РФ об административных правонарушениях и другие законы по вопросам, касающимся государственного управления.

Административно-правовые нормы могут найти свое выражение и в законодательных актах представительных органов всех субъектов Федерации.

3. Ключевую роль среди источников административного права занимают нормативные указы Президента Российской Федерации (ст. 90 Конституции Российской Федерации). Принципиальное значение имеют указы Президента Российской Федерации: от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», от 19 июля 2004 г. N 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», от 16 августа 2004 г. N 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» и ряд других.

Источниками административного права являются и нормативные указы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.

4. К числу источников административного права относятся постановления Правительства Российской Федерации (ст. 115 Конституции Российской Федерации), например постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 409 «О Федеральном агентстве по делам молодежи».

Источниками административного права могут быть также нормативные постановления правительств субъектов Федерации, например постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2007 г. N 282 «Об Управлении ветеринарии при Министерстве сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)», постановление Правительства Калининградской области от 28 июня 2007 г. N 408 «О мерах по оптимизации бюджетного сектора в Калининградской области».

5. В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источников административного права служат нормативные акты федеральных министерств, других федеральных органов исполнительной власти, а также исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации.

6. Источниками административного права являются также нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями (ст. 132 Конституции Российской Федерации).

7. Административно-правовые нормы могут найти свое выражение в межгосударственных соглашениях, которые в таких случаях следует рассматривать в качестве источников административного права.

8. К источникам административного права можно отнести и акты внутриорганизационного характера — нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений (или акты их коллективных органов). Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования. В некоторых случаях нормативные акты государственных корпораций, концернов могут выходить за границы данных коллективных образований (например, в сфере топливно-энергетического комплекса).

Приведенная многообразная система источников административного права остро ставит проблему систематизации и кодификации административно-правовых норм.

Административное право относится к числу несистематизированных, а тем более — некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его многопрофильностью.

Долгие годы четких подходов к его систематизации не наблюдалось. Между тем административное право по сравнению со многими другими отраслями права отличается исключительной мобильностью (постоянные изменения, преобразования, модификация). Конституция Российской Федерации создает прочную правовую базу для проведения такого рода работы, включая формирование стабильного законодательства по кардинальным вопросам организации функционирования механизма исполнительной власти, упорядочения огромного массива действующих отраслевых административно-правовых норм различного уровня, нередко устаревших и противоречивых.

По существу, сейчас кодифицирован лишь один институт российского административного права. Имеется в виду Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, объединивший нормы материального и процессуального административного права. Но это лишь частичная кодификация. Конечно, трудно представить возможность общей административно-правовой кодификации.

Читать еще:  Вы не обладаете правами администратора

В настоящее время на первый план выдвигается задача систематизации административно-правовых норм, приведения их в соответствие с потребностями времени, с интересами проводимой социально-экономической и административной реформ, с институтами, закрепленными в Конституции Российской Федерации. Разумеется, при этом требуется существенное обновление соответствующего административно-правового нормативного материала, а также устранение довольно частых пробелов в административно-правовом регулировании управленческих общественных отношений, инкорпорация административного права (объединение и расположение в систематизированном порядке норм его важнейших институтов.)

Лекция 1. Административное право как отрасль права

1.4. Источники административного права

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.

Нормативные акты в установленном порядке обязательно должны быть зарегистрированы и опубликованы.

Характерным для отрасли административного права является наличие множества источников. Административное право кодифицировано лишь частично.

Новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) от 30 декабря 2001 г. состоит в большей степени из норм процессуального характера.

КоАП определяет задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, перечень видов административных наказаний и правила их применения, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. Это требует изложение источников административного права в определенной последовательности по их юридической силе.

К источникам административного права относятся:

1. Конституция РФ — основной источник любого права, в том числе и административного. В Конституции закрепляются основные права и свободы личности, реализуемые преимущественно в сфере государственного управления, формирование и деятельность органов исполнительной власти, разграничение функций органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

2.Международно-правовые договора и соглашения.

3.Федеральные законы и кодексы, такие как «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ», «О гражданстве Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» и т.д.

4. Законы субъектов РФ. Например, Законодательным собранием Ростовской области принят областной закон от 25 октября 2002 г. № 273-ЗС «Об административных правонарушениях». Правовой основой данного областного закона являются Конституция РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Устав Ростовской области.

5. Указы и распоряжения Президента РФ.

6. Постановление и распоряжение Правительства РФ (Постановления правительств субъектов РФ).

7. Ведомственные нормативные акты (приказы министров, председателей государственных комитетов, инструкции, наставления, уставы и т.д.).

8. Акты субъектов Российской Федерации.

9. Ведомственные акты субъектов РФ.

10. Ведомственные акты местного самоуправления.

Административное право относится к числу самых несистематизированных, а тем более — некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его многопрофильностью.

Источник административного права – это внешняя форма выражения административно-правовой нормы;

К основным источникам административного права в Российской Федерации относятся:

Конституция РФ 1993г. – основной источник административного права. В ней содержится ряд положений, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления. Определяются основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст.77,110-117), разграничиваются предметы ведения и полномочия федеральных органов и субъектов Федерации (ст.71-73),закрепляются основные права и свободы граждан.

Законодательные акты- конституционные, федеральные и субъектов Федерации.

Акты палат Федерального Собрания. Могут быть источниками административного права только в том случае, если содержат нормы управленческого характера.

Нормативные акты Президента РФ — указы и распоряжения.(Указ Президента «О системе федеральных органов исполнительной власти», «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.(Правила пожарной безопасности в РФ утверждены приказом Министра внутренних дел)

Акты органов исполнительной власти субъектов РФ.

Акты руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций.

В целом можно сказать, что административное право относится к числу наиболее не систематизированных и не кодифицированных отраслей российской правовой системы.

Административно-правовые отношения – это регулируемые нормами административного права общественные отношения.

Административно-правовые отношения— это урегулированные административно-правовыми нормами управленческие общественные отношения, в которых стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовыми нормами.

Административно-правовые отношения – это властеотношения. Этот признак является доминирующим , поскольку он предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности. Эта деятельность диктует необходимость выделения субъекта управления, т.е той стороны регулируемых административным правом управленческих отношений, в руках которой концентрируется власть.

Административно-правовые отношения складываются преимущественно в сфере государственной и общественной жизни – сфере государственного управления. Это организационные отношения., возникающие по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения.. Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию.

Читать еще:  Openoffice calc расширение

Признаки административно-правовых отношений:

  1. Это в основном управленческие отношения.
  2. Субъектами могут быть любые участники управленческих отношений.
  3. Они характеризуются юридическим неравенством сторон, обязательно существует субъект, уполномоченный принимать решения.
  4. Они могут возникнуть по инициативе любой из сторон, в том числе и против воли другой стороны.
  5. Споры между сторонами в административно-правовых отношениях разрешаются преимущественно в административном порядке,т.е. путем юридически-властного распоряжения полномочного органа (иногда в судебном порядке).
  6. Нарушение одной из сторон административно-правовых отношений установленных правил поведения влечет юридическую ответственность нарушителя перед государством.

Классификация административно-правовых отношений:

По содержанию:

-материальные- урегулированные нормами материально-административного права;

-процессуальные- урегулированные процессуальными нормами административного права.

По основаниям возникновения:

— — возникающие, изменяющиеся:и прекращяющиеся в процессе нормальной, правомерной деятельности уполномоченных субъектов;

— деликтные – являющиеся следствием дисциплинарных, административных правонарушений.

По структуре объекта:

— простые – объект, т.е. поведение или деятельность является единственным;

— сложные—те, в которых поведение или деятельность могут быть направлены на другие объекты, например, имущество, информация, услуги и т.д.

По юридическому характеру взаимодействия их участников:

-властные или субординационные (по вертикали) – это те отношения, которые основаны на властном подчинении сторон, но есть зависимость юридически слабой стороны от субъекта, уполномоченного принимать решения;

— отношения взаимодействия или согласования (по горизонтали) – когда стороны юридически равноправны, ни одна из них юридически не зависит от другой.

По цели возникновения:

— внутренние – возникающие в рамках внутренней деятельности органов управления;

Внешние- возникающие непосредственно в процессе реализации функций управления применительно к управляемым объектам.

По характеру юридических связей:

— отношения, порожденные правомерными фактами (действиями или бездействием)

— отношения, порожденные неправомерными фактами (действиями или бездействиями).

Для возникновения административно-правовых отношений необходимо наличие трех элементов:

По соотношению прав и обязанностей участников:

-вертикальные правоотношения- один из участников подчинен другому;

Горизонтальные – участники которых не находятся в подчинении друг друга.

Административно-правовая норма непосредственно не создает административно-правового отношения. Она является правовой основой. Непосредственным основанием возникновения, изменения и прекращения конкретного административно-правового правоотношения является юридический факт, предусмотренный данной нормой.

Юридический факт— это обстоятельство или условие, при наличии которого наступают указанные административно-правовые последствия.

Т.о., юридический факт – это предусмотренное нормой административного права жизненное обстоятельство, наступление которого вызывает, изменяет или прекращает административно-правовое отношение.

Административно-правовые отношения могут возникать не только в результате действия людей, но и при наступлении определенных событий, имеющих юридическое значение.

Юридические события – это неволевые юридические факты, влекущие правовые последствия. (не зависит от воли людей. Например, смерть гражданина)

Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта.

Правомерные действия- всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм.

Неправомерные- не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушающих их ( дисциплинарные и административные проступки).

Вопросы для самоконтроля:

1.Дайте определение административно-правовой нормы.

2.Что представляет собой отрасль административного права?

3.Назовите структуру административно-правовой нормы.

4.Дайте определение гипотезы, диспозиции, санкции.

5.Назовите виды административно-правовой нормы.

6.Дайте определение источников административного права.

7.Дайте дефиницию административно-правовых отношений.

8.Назовите признаки административно-правовых отношений.

9.Дайте классификацию административно-правовых отношений.

10.Что представляет собой юридический факт?

Литература:

1.Конституция РФ с изм. и доп. На 14.10.2005г. № 51-ФЗ

2.Кодекс об административных правонарушениях в ред. от 29.12.2004г. № 189-ФЗ

3.Административное право Российской Федерации: учеб. Для сред.проф. учеб.заведений/

В.Я.Насонов, В.А. Коньшин, К.С.Петров, В.М.Редкоус.- М.: Издательский центр «Академия»,2003 стр.12-17.

4.Административное право: учеб.пособие. С.Н. Братановский г. Мытищи Московской обл.: ЦУМК Центросоюза Российской Федерации, 2003.-стр. 11-28.

5.Административное право России в вопросах и ответах: учеб.пособие. Е.А.Аверина.-М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006-стр 14-29.

Источники административного права

Источники административного права: понятие и виды

Источники административного права — это внешние конкретные формы его выражения, т. е. нормативные правовые акты, содержащие нормы административного права.

Содержанием источников административного права являются правовые нормы, регулирующие конкретные административно-правовые отношения. Они начинают существовать только в результате возникновения правового источника. Нормы административного права содержатся в многочисленных законодательных и иных нормативных актах, действующих в Российской Федерации. Сложность и масштабность управленческой деятельности обусловливает необходимость принятия в этой сфере как законов, так и управленческих актов. В современных условиях система источников административного права усложняется, поскольку в субъектах РФ принимаются законодательные акты, определяющие порядок управления в этих субъектах.

Правовые источники административного права подразделяются на федеральные источники права (принимаемые федеральными государственными органами и действующими на территории всей страны) и источники права субъектов РФ (принимаемые органами государственной власти субъектов РФ и действующие на территории этого субъекта).

В соответствии с положениями Конституции РФ (ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором, в котором Россия является участником, установлены иные положения и правила, чем предусмотренные законодательством РФ, то действуют и применяются нормы этого договора.

Читать еще:  Не могу установить хром администратор вашей сети

К числу правовых источников административного права относятся:

  • Конституция РФ;
  • федеральные конституционные законы; федеральные законы;
  • постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ;
  • правовые акты, устанавливающие правовой статус федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств;
  • нормативные акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

На уровне субъектов РФ источниками административного права являются:

  • законодательные и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов (конституции республик — субъектов РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов);
  • правовые акты органов местного самоуправления, их администрации и исполнительных органов, принимаемые в пределах предоставленных им полномочий.

Нормативные правовые акты органов федеральной исполнительной власти и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, являясь источниками административного права, представляют собой форму реализации компетенции данных органов.

В силу многообразия административных правовых норм возникает проблема их систематизации, кодификации и инкорпорации. Теория источников административного права позволяет систематизировать эти нормативные акты.

Понятие источников административного права

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. К их числу относятся:

  1. Конституция РФ;
  2. Законодательные акты РФ, а также ее субъектов;
  3. указы Президента РФ, указы высших должностных лиц субъектов РФ;
  4. постановления Правительства РФ, постановления правительств субъектов Федерации;
  5. акты федеральных министерств, других федеральных органов исполнительной власти, а также исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации (в межотраслевом и отраслевом масштабе);
  6. нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления (в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями — ст. 132 Конституции РФ);
  7. межгосударственные соглашения;
  8. акты внутриорганизационного характера (нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений или акты их коллективных органов).

Конституция РФ , многие из норм которой имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, конституционные нормы, закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализация которых осуществляется преимущественно в сфере государственного управления (ст. 22, 24-25, 27, 30-35), разграничивающие предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами субъектов Федерации (ст. 71-73).

В нее включены нормы, направленные на регулирование отношений в сфере деятельности исполнительной власти, например, глава 6 Конституции РФ «Правительство РФ», устанавливающая конституционное положение об осуществлении Правительством РФ исполнительной власти в РФ, статус Правительства РФ, его функции, полномочия, порядок взаимоотношений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, иными государственными органами.

Вместе с тем источниками административного права являются конституции республик, входящих в состав РФ; уставы (основные законы) краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Законодательные акты РФ, а также ее субъектов. Наибольшее значение при этом имеют федеральные конституционные и федеральные законы. Среди данных источников административного права можно назвать Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ», Кодекс РФ об административных правонарушениях и другие законы по вопросам, касающимся государственного управления.

Административно-правовые нормы могут найти свое выражение и в законодательных актах представительных органов всех субъектов Федерации.

Ключевую роль среди источников административного права занимают указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ). Источниками административного права являются и нормативные указы высших должностных лиц субъектов РФ.

К числу источников административного права относятся постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ). Источниками административного права могут быть также нормативные постановления правительств субъектов Федерации, например, постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2007 г. N 282 «Об Управлении ветеринарии при Министерстве сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)», постановление Правительства Калининградской области от 28 июня 2007 г. N 408 «О мерах по оптимизации бюджетного сектора в Калининградской области».

К источникам административного права можно отнести и акты внутриорганизационного характера — нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений (или акты их коллективных органов). Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования. В некоторых случаях нормативные акты государственных корпораций, концернов могут выходить за границы данных коллективных образований (например, в сфере топливно-энергетического комплекса).

Административное право относится к числу несистематизированных, а тем более — некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его многопрофильностью. По существу, сейчас кодифицирован лишь один институт российского административного права. Имеется в виду Кодекс РФ об административных правонарушениях, объединивший нормы материального и процессуального административного права. Но это лишь частичная кодификация. Конечно, трудно представить возможность общей административно-правовой кодификации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector